На протяжении всей древнерусской истории, внутренняя и международная торговля имела ключевое значение в формировании экономики и культуры, а коммерческие пути представляют собой уникальный аспект этой истории.
В данной статье мы погрузимся в прошлое и рассмотрим два ключевых торговых маршрута, сыгравших важную роль в развитии древнерусской цивилизации.
Содержание:
"Из варяг в греки"
Коммерческое направление, проложенное варяжскими племенами в IX столетии, протекало через восточнославянские территории и связывало Варяжское и Черное моря с восточноевропейскими территориями. Основной рекой был Днепр. Первое упоминание данного следования принадлежит Нестору Летописцу в Повести Временных Лет.
Направление следования
Когда знакомишься с летописью, кажется, что эта дорога была простой. Но если начать прокладывать ее на картах, становится очевидным, насколько тяжелыми и рискованными были такие странствия. Протяженность водных дорог от Невы до Византии составляла около 3500 километров, и лишь половина из них была пригодна для плавания на маленьких судах.
Стартуя с полноводной Невы, купцов поджидало множество опасностей: большое Ладожское озеро с бурями и ураганами, а также пороги на Волхве, общей протяженностью приблизительно 19 километров. Для преодоления Волховских порогов приходилось целиком разгружать корабль и высаживать пассажиров, а затем протягивать его против течения через бушующую стихию.
Все это происходило в безлюдных, лесистых и болотистых местностях.
После следовало Ильмень, с его стремительным и непредсказуемым течением, а также узкая Ловать, по которой нужно было двигаться с особой бдительностью и внимательностью. Затем начинался сухопутный отрезок, на котором десятки километров большие и грузные суда таскали по земле, используя бревна. Относительно спокойное плавание было возможно только по Днепру, где путешественники могли немного отдохнуть от тяжелых испытаний путешествия.
Но на низовьях их ждали известные днепровские пороги, часто описываемые как неистовые. Чтобы миновать их без потери, было необходимо не только полностью разгрузиться и волочить судно на канатах, но и остерегаться разбойников из степей, часто устраивающих засаду. Для обеспечения безопасности, лодки организовывали в караваны от пяти и более штук.
После успешного преодоления наиболее грозного участка, обычно проводили ремонтные работы на судах и их переоборудование для морской навигации по черноморским водам. Двигаясь вдоль побережья, караваны наконец достигали Византийской столицы.
Приблизительно дорога занимала 3-4 месяца, и многие ее отрезки можно было преодолеть только в весенний сезон, в период половодья, или осенью, во время дождя. Часто, во время путешествия, приходилось делать вынужденные продолжительные стоянки, ожидая подъема уровня воды. Поэтому путешествие могло затягиваться и на целый год.
Чем торговали
Сперва главным товаром, поставляемым в Константинополь, были славяне-рабы, весьма ценные на рабских рынках Византии. Обратно отправлялись серебряные монеты, так как в Северной Европе еще не чеканили собственные деньги, а скандинавские правители имели острую нужду в личных средствах.
На заре XI столетия, когда водоемы стали отлично исследованы, а вдоль пути возникло множество населенных пунктов, жители которых занимались обслуживанием проходящих судов, направление от Ладоги к Константинополю стало главным торгово-транспортным маршрутом, соединившим Балтику и Черноморье. Он стал основным путем торговли для руководящей элиты и купцов Древнерусского царства, нуждающихся в продукции, поставляемой из Константинополя и Малой Азии.
Продукция включала предметы роскоши, драгоценные украшения, вино из винограда, пряности и изысканные ткани. С Новгорода до Киева отправлялись купеческие посудины, перевозившие для торговли на черноморских рынках древесину, лен, мед, необработанные шкуры, смолу и керамику.
Североевропейские торговцы часто использовали этот речной путь, чтобы реализовать в Византии добычу, захваченную викингами во время набегов. На Востоке были востребованы прибалтийские янтарные изделия, высококачественное шведское железо и оружие, моржовая кость и мех.
Развитие прибрежных территорий
С ростом коммерции стали активно развиваться и земли, через которые проплывали торговые караваны. Здесь возникали поселения, строились пристани, крепости и небольшие верфи. По этому направлению в Древнерусское царство также доставлялись первые священнослужители, иконы и книги.
Благодаря своему удобному транспортному расположению, древнерусские города, такие как Великий Новгород, Киев, Чернигов и Смоленск, сильно обогатились. Древнеславянские умельцы освоили искусство строительства более усовершенствованных кораблей, называемых ладьями.
Прекращение движения
На протяжении практически 250 лет торговый коридор от Балтийского моря до Византийской империи с успехом эксплуатировался, способствуя развитию коммерческих, духовных и культурных отношений между Северной и Южной Европой. Однако в начале XIII столетия движение по пути прекратилось.
Это было вызвано несколькими факторами:
- нашествием кочевых народов в Приднепровские земли;
- начавшимся крахом Византийской Империи;
- появлением новых коммерческих дорог с севера на юг, проходящих через иные водоемы.
За активный период использования пути, он успел оказать значительное воздействие на становление Древней Руси.
"Из варяг в арабы"
Помимо пути, описанного выше, также был и иной значимый для царства маршрут — Великий Волжский или "из варяг в арабы".
Волжский путь стартовал в Балтике и завершался у побережья Каспия. Появившись еще до Днепровского и Двинского направлений, он первым утратил свою важность как торговая артерия.
Направление
Путь начинался с Невы и суровых ветров Финского залива. В период раннего судоходства Нева, не ограниченная камнем современных набережных, больше напоминала пролив — ее ширина в некоторых местах достигала нескольких километров. Преодолев ее, торговцы и странники направлялись вдоль южных берегов Ладожского озера, за которым закреплена репутация беспокойного и опасного озера.
Далее следовала река Волхов, мутный водоем с труднопроходимыми порогами. После тяжелого маневрирования через них, перед уставшими путниками вставало Ильмень — мелководное озеро с иловым дном и нередкими бурями.
Сама Волга также была сложной — широкой, полноводной, со множеством водоворотов и порогов. Моряки могли управлять кораблями только при ветре, дующем в спину. В сильную бурю они были вынуждены спускаться на берег, а посудины часто налетали на мель.
Следует отметить, что текущее состояние Волги сильно различается от средневекового, поскольку в то время не существовало никаких гидроэлектростанций. Кроме того, уровень Каспия был гораздо ниже современного.
Помимо напастей природы, купцов на Волжском маршруте подстерегали разбойники и князья, желавшие собирать налоги и подати.
Что везли
Но трудным направлением, занимающим не один месяц, все равно передвигались. Северяне везли продукцию в Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Два великих города были завершением Волжского пути — Булгар и Итиль. Это были врата, через которые происходила торговля с Востоком, и они предоставляли доступ к несметному богатству: пушнине, пчелиному воску, меду, солдатам, льну, изделиям из серебра и кольчугам.
В XI–XII веке оттуда начали вывозить больше кожи и замши, а также изделия ручного труда — драгоценные и литые товары.
Особо редкие продукты, например специи и шелка, покупали только в тех регионах. Помимо этого, в X столетии Русь стала посредником между восточными и европейскими странами — прямая торговля между ними остановилась из-за агрессивного воздействия кочевых племен.
Так что стабильный транзит через древнерусские земли регулярно пополнял казну.
Значимость
Значение маршрута было не только торгово-экономическим: для обслуживания и охраны кораблей, по всему направлению строили новые города и поселки. Крупные древнеславянские поселения, которые в перспективе обретут статус феодальных городов, росли исключительно на Волге или с учетом выхода на путь "из варяг в арабы". Так возник целый список княжеств, нередко получающих звание “Торговые центры Древней Руси”.
Заключение
Торговые пути Древней Руси были не только способом обмена товарами, но и мостом для культурного обогащения и развития. Они оставили непередаваемый след в истории России, а их влияние ощущается и по сей день. В статье мы коснулись только двух основных направлений, но на самом деле существовало еще целое множество более мелких, но не менее значимых путей.
Ретроспективное путешествие по этим древним маршрутам позволяет лучше понять богатство и многогранность древнерусской цивилизации.