Первые корабли на Руси

Автор статьи: Анастасия Белова

корабли древней руси

Древние хроники сохранили множество информации про то, как ходили по водным путям предки россиян — древние славяне. Они владели челнами, ладьями и иными средствами для плавания.

Содержание:

  1. История
  2. Какие бывали судна
  3. Торговое мореплавание
  4. Организация военной флотилии
  5. Подводя итог

История

Первое славянское судно являло собой большую плетеную корзинку, обитую корой или кожными выделками. Скоро ему на смену пришли однодеревки, высекаемые из цельных древесных стволов. На протяжении многих веков историки дискутируют о том, когда и где именно на обширных восточноевропейских просторах появились первые славянские племена — и до сих пор нет обоюдного мнения по этому вопросу. Тем не менее, ни один ученый не сомневается, что важнейшими транспортными маршрутами для наших пращуров были речные артерии.

Именно вдоль речек — как больших, так и маленьких, лежал ключевой средневековый маршрут "из варяг в греки", соединяющий Балтийское и Черное моря. На протяжении долгого времени северные побережья Балтийского моря населяли викинги — известные мореходы, которых русы величали варягами.

Какие бывали судна

Огромные лесистые местности Восточно-Европейской равнины приносили нашим предкам несравнимую выгоду. При помощи коллективного труда восточнославянские умельцы вырубали вековые рощи, пытаясь возделать даже самую скромную поляну, выдергивали и сжигали корни, а получившуюся золу распределяли по засеянной почве. Древесина служила отличным сырьем для постройки жилищ, а также кораблей:

  • Плотов;
  • Моноксил;
  • Ладей.

Плоты

Иногда русы применяли сцепленные бревна в роли плотов. Однако, в отличие от жителей иных европейских, азиатских или даже американских стран, они делали это особенным образом: на них передвигались не вниз по течению, а поперек.

Тем не менее, на плотах, даже хорошо сделанных, предки не могли долго плавать по бушующим восточноевропейским речкам. Также серьезным препятствиям для движения на плотах служили частые мелководья, образованные валунами из гранита, деревьями и каменными обломками или слоями песка и грязи.

Моноксилы

Славяне также применяли дубовые бревна для изготовки лодок. Процесс выделки был простым: крупные стволы выдалбливались или выжигались с одной стороны, что создавало простое, но надежное судно для морских путешествий, вмещавшее около десяти пассажиров.

Конструкционные особенности позволяли успешно справляться с многочисленными речными преградами. Однако у долбленки были минусы: неудачная форма с точки зрения устойчивости в водоеме, неудобное расположение груза и пассажиров, а ширина и прочность днища и бортов были неравномерными.

Ладьи

Ладья — судно, оснащенное парусами, предназначавшееся для выполнения гражданско-военных задач.

Корабль был адаптирован для продолжительных морских походов. От слова «лодья» произошло сегодняшнее слово «лодка».

Ладьи имели более совершенную конструкцию в сравнении с моноксилами. Они были парусно-гребными суднами, способными вместить до 60 пассажиров, а также груз, оружие, продовольствие и водные запасы. Важным шагом в судостроении было появление "заморских" ладей с полностью дощатыми корпусами в IX-X веках. Это позволило разрушить прямую зависимость габаритов судна от размера ствола дерева.

Строительство судов вовлекало множество ремесленников, таких как плотники, кузнецы и ткачи, что содействовало развитию как судостроительной промышленности, так и других ремесел, что было важным явлением для той эпохи.

торговые суда руси

Торговое мореплавание

Для удовлетворения потребности в коммерции, славянские племена переправляли продукцию по речкам и морям, ведя торг с греческими колониями и другими народностями, живущими на побережье Черного моря. В основном, они перевозили меха, воск, мед, мясо — подробнее про виды товаров, которыми торговали на Древней Руси можно прочесть в нашей статье.

Впоследствии началась торговля с Византийской Империей, могущественной державой, которая возникла после развала Римской Империи.

К рассвету VI века выходы восточных славян в Средиземное море для торговли стали более частыми и продолжительными. Это связано с важными изменениями в жизни древнеславянского общества: родовой строй достиг высокого порога развития, совершенствовались ремесла, возникали общественные конфликты из-за растущих социальных и экономических неравенств среди племенников, появлялись товарные избытки, которые нужно было реализовать, включая поставки на зарубежные рынки.

Необходимо подчеркнуть, что морская торговля в ту эпоху представляла собой чрезвычайно рискованную деятельность. Согласно взглядам древних обществ, моря не принадлежали никому, и понятие международного права отсутствовало. Любой мореход, оказавшийся у чужих берегов, рассматривался как вражина, которую можно было безнаказанно убить. Пиратство не считалось преступным или позорным и практиковалось абсолютно в открытую. Все мореходные народности занимались пиратством, охотились на странников и занимались работорговлей.

Следовательно, с появлением морской торговли возникло и явление морского разбоя. В связи с этим суда снабжались вооружением, и мореплаватели считались отличными воинами. Для обеспечения относительной безопасности в бизнесе, народы той эпохи заключали специальные соглашения. Например, в Повести Временных Лет есть упоминание про "Договор о дружбе" между русами и Грецией.

Организация военной флотилии

Повсеместно растущие земли, прирост населения, экономическая и военная мощь славянского княжества вызывала тревогу у византийских правителей, долго старавшихся установить контроль над торговыми маршрутами. Князья из Киева отреагировали сопротивлением.

По этой причине в течение IX-XI столетий славяно-византийские конфликты длились практически беспрерывно. Интересно, что количество русских флотов с ладьями увеличивалось практически ежегодно, и поэтому византийцы по праву прозвали Черное море Русским.

Подводя итог

Славяне осуществляли рискованные и долгие водные походы, успешно справлялись с многочисленными реками, осуществляли торговую деятельность и защищали свои побережья от атак недругов. В последующие столетия улучшалось кораблестроение, усиливалась борьба за доступ к морям.

Судостроение было одним из главенствующих ремесел славян, и адаптивность русских судов к речным и морским условиям была их основным преимуществом. Суда имели неглубокую осадку, но всегда оставались стабильными на морской поверхности.

0Избранное
Товар в избранных
0Сравнение
Товар в сравнении
0Корзина
Товар в корзине
При использовании данного сайта вы даете свое согласие на использование cookie-файлов.